dashkov.by Решебник "Биология 10" §9. Биологически активные вещества

Поделиться с друзьями

Авторизация



Поиск по сайту

Каталог TUT.BY

Rating All.BY

Рейтинг@Mail.ru

§9. Биологически активные вещества
Решебник "Биология 10"

 


 


 

1. Назовите основные группы биологически активных веществ.

Основными группами биологически активных веществ являются витамины, гормоны, феромоны, алкалоиды, антибиотики и др.

 

2. Почему при недостатке или отсутствии определённых витаминов в организме человека и животных наблюдаются различные нарушения обмена веществ?

Большинство витаминов не синтезируется в организме человека и животных, их источником является пища. Витамины необходимы организму, поскольку они являются участниками или регуляторами биохимических процессов, входят в состав ферментов. Поэтому недостаток или отсутствие витаминов приводит к нарушению обмена веществ. Например, при недостатке витамина А тормозится синтез родопсина (зрительного пигмента палочек), а при недостатке витамина С – белков соединительной ткани и иммуноглобулинов (антител). Дефицит витамина D ведёт к нарушению обмена кальция и фосфора.

 

3. Каковы основные свойства гормонов?

Основные свойства гормонов:

● Способность включаться в биохимические процессы, оказывая воздействие на состояние и функционирование клеток, тканей, органов.

● Высокая биологическая активность – даже в очень малых концентрациях гормоны оказывают сильное воздействие на процессы, протекающие в организме.

● Специфичность – действуют только на определённые мишени (клетки, ткани и органы).

Можно назвать и другие свойства гормонов, например, дистантное действие, неспособность откладываться "про запас" вследствие быстрого разрушения и т.п.

 

4. На основании материала, изученного в 9-м классе, докажите, что избыточная и недостаточная секреция гормонов ведёт к нарушениям процессов жизнедеятельности и развития организма.

Например, гормоны щитовидной железы тироксин и трийодтиронин влияют на процессы обмена веществ, усиливают кровообращение и дыхание, стимулируют развитие организма. Поэтому недостаток этих гормонов в детском возрасте приводит к снижению интенсивности обмена веществ, задержке физического и умственного развития, кретинизму. У взрослых развивается микседема – снижается возбудимость нервной системы, сердце работает недостаточно интенсивно, больной ощущает слабость и сонливость, становится тучным. При избыточной секреции тироксина и трийодтиронина развивается базедова болезнь – повышается возбудимость нейронов, учащается сердцебиение, развивается пучеглазие, наблюдается исхудание.

Соматотропин (гормон роста) влияет преимущественно на развитие костной и хрящевой тканей, поэтому избыток этого гормона в детском возрасте приводит к гигантизму, а недостаток может стать причиной карликовости.

Недостаточная секреция вазопрессина ведёт к развитию несахарного диабета, а дефицит инсулина – к сахарному диабету.

 

5. Какова биологическая роль феромонов? Что общего у феромонов и гормонов? В чём заключается главное отличие между этими группами биологически активных веществ?

Феромоны оказывают влияние на поведение и физиологическое состояние особей того же вида. Они используются для узнавания особей своего вида, для привлечения брачного партнёра, для обозначения своей территории, для защиты и т.п.

Феромоны и гормоны – сигнальные вещества, те и другие оказывают эффект даже в очень малых концентрациях. Главное отличие состоит в том, что гормоны "работают" внутри организма, регулируя процессы жизнедеятельности, а феромоны выделяются из организма во внешнюю среду и передаются другим особям, обеспечивая химическую коммуникацию.

 

6. Что такое алкалоиды? Каково их значение в природе и жизни человека?

Алкалоиды – биологически активные вещества в основном растительного происхождения (обнаружены приблизительно у 2500 видов покрытосеменных растений). Большинство алкалоидов ядовиты для животных и человека. Их значение в жизни растений, по-видимому, заключается в защите от поедания животными.

Некоторые алкалоиды используются человеком в качестве лекарственных препаратов, например, атропин, морфин, кофеин и др. Алкалоид хинин применяют при лечении малярии: он угнетает жизнедеятельность малярийного плазмодия в эритроцитах человека.

 

7. Используя знания, полученные при изучении организма человека в 9-м классе, объясните, почему злоупотребление антибиотиками нередко приводит к расстройствам пищеварения, ослаблению собственной защиты организма, болезням печени и почек?

Эти явления связаны с токсическим воздействием больших доз антибиотиков на клетки организма человека, гибелью нормальной микрофлоры кишечника и кожи, а также с тем, что подавление инфекций антибиотиками не даёт возможности иммунной системе человека работать в полную силу.

Печень и почки – своеобразные фильтры, которые очищают организм от чужеродных и токсичных веществ (в том числе и от антибиотиков), обеспечивая их химическую переработку (нейтрализацию) и дальнейшее выведение. Поэтому злоупотребление антибиотиками ведёт к развитию заболеваний печени и почек.

 

8*. Заболевания, вызванные избыточным поступлением витаминов в организм, называются гипервитаминозами. Чаще всего у людей наблюдаются гипервитаминозы D и А. При гипервитаминозе D развивается головная боль и боль в мышцах, нарушается пищеварение. При гипервитаминозе A наблюдаются расстройства нервной системы, зуд и шелушение кожи и т. п. В то же время гипервитаминозы С, В1, В6 встречаются гораздо реже и, как правило, лечатся намного быстрее. Как вы думаете, с чем это связано?

Витамины С, В1, В6 являются водорастворимыми, поэтому их избыток быстро выводится из организма (главным образом в составе мочи). Витамины D и A – жирорастворимые. Они практически нерастворимы в воде, что затрудняет выведение избыточного количества этих витаминов из организма человека.

* Задания, отмеченные звёздочкой, предполагают выдвижение учащимися различных гипотез. Поэтому при выставлении отметки учителю следует ориентироваться не только на ответ, приведённый здесь, а принимать во внимание каждую гипотезу, оценивая биологическое мышление учащихся, логику их рассуждений, оригинальность идей и т. д. После этого целесообразно ознакомить учащихся с приведённым ответом.

Дашков М.Л.

Сайт: dashkov.by

Вернуться к оглавлению

 



 

 
www.dashkov.by г. Минск
Google