dashkov.by Решебник "Биология 10" §31. Регуляция жизненных функций организма

Поделиться с друзьями

Авторизация



Поиск по сайту

Каталог TUT.BY

Рейтинг@Mail.ru

§31. Регуляция жизненных функций организма
Решебник "Биология 10"

 


 


 

1. Каким образом осуществляется регуляция процессов жизнедеятельности у животных? У растений?

а) Только благодаря гуморальной регуляции;

б) только благодаря нервной регуляции;

в) за счёт согласованной работы гуморальных и нервных механизмов регуляции.

Регуляция процессов жизнедеятельности у животных осуществляется: в) за счёт согласованной работы гуморальных и нервных механизмов регуляции.

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений осуществляется: а) только благодаря гуморальной регуляции.

 

2. Как осуществляется регуляция жизненных функций у растений?

Процессы жизнедеятельности растительного организма регулируются с помощью биологически активных веществ. Ведущая роль в регуляции процессов деления, роста и дифференцировки клеток растений принадлежит фитогормонам. Даже в незначительных количествах они могут ускорять или замедлять различные жизненные функции – формирование корней, развитие почек, рост побегов, цветение, созревание плодов, опадание листьев, прорастание семян и др. Фитогормоны образуются определёнными клетками и транспортируются к месту действия по проводящим тканям или непосредственно от одной клетки к другой.

 

3. Вспомните, что такое гомеостаз. Какие механизмы его поддержания вам известны?

Гомеостаз – это относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма, а также механизмы, обеспечивающие эту устойчивость. Поддержание гомеостаза в организме обеспечивается различными механизмами саморегуляции.

Например, при понижении температуры окружающей среды в организме человека усиливаются процессы теплопродукции (повышается интенсивность энергетического обмена, развивается мышечная дрожь) и ослабляются процессы теплоотдачи (сужаются периферические сосуды кожи, снижается потоотделение), что позволяет сохранять температуру тела постоянной.

Переход человека из тёмной комнаты в ярко освещённую сопровождается сужением зрачков, что препятствует избыточному поступлению света на сетчатку.

Повышение концентрации углекислого газа в крови вызывает стимуляцию дыхательного центра продолговатого мозга. Вследствие этого увеличиваются частота и глубина дыхания и уровень углекислого газа в крови возвращается к норме.

...и (или) другие примеры механизмов саморегуляции.

 

4. Какая связь существует между нервной и эндокринной системами?

С одной стороны, работа эндокринных желез (выработка гормонов) находится под контролем нервной системы. С другой стороны, гормоны оказывают влияние на нервную систему, изменяя уровень возбудимости тех или иных её отделов.

У позвоночных животных и человека существует тесная связь между гипоталамусом (отделом промежуточного мозга) и гипофизом (железой внутренней секреции). Вместе они составляют единую гипоталамо-гипофизарную систему. Нейрогормоны, синтезированные клетками гипоталамуса, поступают по кровеносным сосудам в переднюю долю гипофиза. Одни из них усиливают, а другие угнетают выработку тропных гормонов гипофиза, влияющих на работу других эндокринных желез. Таким образом, функционирование гипоталамо-гипофизарной системы обеспечивает связь нервной и эндокринной систем.

 

5. Что общего в процессах нервной и гуморальной регуляции? Чем они отличаются?

Сходство:

● Представляют собой механизмы регуляции жизненных функций организма, обеспечивают поддержание гомеостаза.

● Работают согласованно, в тесном взаимодействии и вместе составляют единую систему нейрогуморальной регуляции.

Различия:

● Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов, имеющих электрическую природу. Нервные импульсы возникают в нейронах и распространяются по нервным волокнам. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других биологически активных веществ (химическая природа сигналов), распространяющихся жидкими средами организма.

● Нервная регуляция характеризуется высокой скоростью передачи сигналов (например, у человека скорость нервных импульсов может достигать 120 м/с). Для гуморальной регуляции характерна сравнительно медленная передача сигналов (максимальная скорость распространения БАВ у человека – 0,5 м/с, это скорость тока крови в аорте).

● Нервные импульсы имеют точную адресацию, т.е. направляются на конкретный орган или группу органов. БАВ действуют на чувствительные к ним клетки-мишени во всех органах, в которых такие клетки имеются.

● Процессы нервной регуляции обеспечивают точный и быстрый ответ организма на действие раздражителей (двигательную активность, поведенческие реакции). Процессы жизнедеятельности, длительно протекающие в организме (рост, развитие, обмен веществ и др.) регулируются преимущественно гуморальным путём.

...и (или) другие существенные признаки.

 

6. Каким образом может регулироваться содержание глюкозы в крови человека?

У человека после приёма пищи происходит повышение концентрации глюкозы в крови, что вызывает возбуждение соответствующих рецепторов, передающих импульсы в центральную нервную систему. Нервная система стимулирует секрецию гормона инсулина клетками поджелудочной железы. Инсулин, в свою очередь, стимулирует поступление глюкозы в клетки организма, а также способствует её превращению в запасной углевод – гликоген. Благодаря этому содержание глюкозы в крови снижается до нормального уровня.

И наоборот, при физической нагрузке глюкоза активно потребляется клетками в качестве источника энергии, поэтому её содержание в крови уменьшается. Нервная система посылает импульсы в мозговое вещество надпочечников. Эти железы выделяют в кровь гормон адреналин. Под действием адреналина происходит расщепление гликогена до глюкозы – её концентрация в крови увеличивается. Такое же действие оказывает гормон поджелудочной железы глюкагон.

Таким образом, в результате совместного действия нервных и гуморальных механизмов регуляции поддерживается относительно постоянный уровень глюкозы в крови.

 

7*. Некоторые недобросовестные спортсмены, а иногда и люди, далёкие от профессионального спорта, принимают особые препараты — анаболические стероиды. Почти все они являются синтетическими производными гормона тестостерона. Анаболические стероиды ускоряют рост мышц, уменьшают жировую прослойку, повышают уровень гемоглобина. Однако, несмотря на все плюсы, эти вещества разрушительно действуют на организм человека. У женщин, принимающих анаболические стероиды, наблюдается усиление роста волос на теле, огрубление голоса, уменьшение молочных желез, нарушения менструального цикла и др. У мужчин происходит разрастание молочных желез, наблюдается атрофия яичек, снижение половой потенции, бесплодие и т.д. Почему данные стероиды названы «анаболическими»? Как вы думаете, каковы причины изменений, происходящих при их приёме в организме женщин? Мужчин?

Эти стероиды называются анаболическими, поскольку в результате их воздействия на организм баланс обмена веществ сдвигается в сторону пластического обмена. При этом процессы анаболизма (биосинтеза) преобладают над катаболизмом, вследствие чего наблюдается рост мышечной массы, повышенный синтез гемоглобина и т.п.

По химической структуре анаболические стероиды сходны с половыми гормонами, однако функционально заменить их не могут. В ответ на постоянное поступление анаболических стероидов извне, в организме включаются процессы саморегуляции и угнетается выработка половых гормонов.

Поэтому у женщин на фоне снижения выработки эстрогенов и присутствия в организме производных мужского гормона тестостерона происходит усиление роста волос на теле, огрубление голоса, уменьшение молочных желез, нарушения менструального цикла. У мужчин снижается уровень андрогенов, что приводит к росту молочных желез, снижению потенции, атрофии яичек, угнетению сперматогенеза.

* Задания, отмеченные звёздочкой, предполагают выдвижение учащимися различных гипотез. Поэтому при выставлении отметки учителю следует ориентироваться не только на ответ, приведённый здесь, а принимать во внимание каждую гипотезу, оценивая биологическое мышление учащихся, логику их рассуждений, оригинальность идей и т. д. После этого целесообразно ознакомить учащихся с приведённым ответом.

Дашков М.Л.

Сайт: dashkov.by

Вернуться к оглавлению

 



 


 
www.dashkov.by г. Минск
Google