dashkov.by Решебник "Биология 10" §33. Специфическая иммунная защита организма

Поделиться с друзьями

Авторизация



Поиск по сайту

Каталог TUT.BY

Rating All.BY

Рейтинг@Mail.ru

§33. Специфическая иммунная защита организма
Решебник "Биология 10"

 


 


 

1. Ответ организма на определённый антиген, осуществляемый с помощью иммунной системы, следует относить к специфическому или неспецифическому иммунитету? Чем отличаются специфические механизмы защиты от неспецифических?

Ответ организма на определённый антиген, осуществляемый с помощью иммунной системы, следует относить к специфическому иммунитету.

Отличительной особенностью специфических механизмов иммунитета является специфическое распознавание чужеродного объекта (антигена) и выработка факторов защиты, направленных именно против него. Врождённый (неспецифический) и приобретенный (специфический) иммунитет тесно связаны, однако постоянно активен только врождённый иммунитет. Благодаря ему организм быстро реагирует на любое чужеродное вмешательство. Специфический иммунный ответ – это второй этап защитной реакции организма, он развивается сравнительно медленнее и осуществляется благодаря функционированию и взаимодействию специальных клеток иммунной системы (иммунокомпетентных клеток).

 

2. Какие виды иммунокомпетентных клеток образуются в организме? Каковы их функции?

Основными видами иммунокомпетентных клеток являются макрофаги, Т-лимфоциты (Т-киллеры, Т-хелперы, Т-супрессоры) и В-лимфоциты.

Макрофаги особым образом расщепляют чужеродные объекты, а затем размещают их антигенные фрагменты на собственной мембране и представляют для распознавания Т-лимфоцитам.

Т-хелперы с помощью мембранных рецепторов распознают те или иные антигены, а затем активируют другие типы лимфоцитов, в частности, В-лимфоциты.

В-лимфоциты, активированные Т-хелперами, размножаются (образуют клоны), а затем начинают интенсивно вырабатывать антитела (иммуноголбулины). Активированные В-лимфоциты называются плазмоцитами (плазматическими клетками). Антитела поступают в кровь, лимфу, тканевую жидкость, распространяются по организму и специфически связываются с определёнными антигенами, обезвреживая их. При этом образуются комплексы "антиген-антитело", которые затем распознаются и поглощаются фагоцитами.

Т-киллеры с помощью мембранных рецепторов специфически распознают и уничтожают клетки, заражённые вирусами, и другие «дефектные» клетки, например, опухолевые.

Т-супрессоры контролируют силу и продолжительность иммунного ответа. Если бы Т-супрессоров не было, иммунная реакция нарастала бы и становилась неуправляемой.

 

3. Что такое вторичный иммунный ответ? Почему он развивается быстрее первичного? Чем обусловлена устойчивость к ветряной оспе у людей, переболевших этой болезнью?

Вторичный иммунный ответ – это специфическая иммунная реакция организма, вызванная повторным контактом с антигеном. Он развивается быстрее первичного, поскольку в организме уже сформированы лимфоциты (клетки иммунной памяти), способные специфически распознать и обезвредить данный антиген, синтезировать антитела против него.

Вторичный иммунный ответ характеризуется не только быстрым "запуском", но и более интенсивным протеканием защитных реакций. Поэтому в большинстве случаев уничтожение чужеродного объекта осуществляется ещё до того, как он успеет причинить вред организму. Этим и обусловлена устойчивость к возбудителям ряда инфекционных заболеваний (в том числе – ветряной оспы) у людей, переболевших данными болезнями.

 

4. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает Т-хелперы и способствует их гибели. К каким последствиям для организма это может приводить?

Т-хелперы индуцируют продукцию антител В-лимфоцитами, стимулируют работу Т-киллеров и макрофагов. Поэтому гибель Т-хелперов приводит к нарушению процессов функционирования и взаимодействия иммунокомпетентных клеток, к развитию иммунодефицита.

 

5. В чём состоит различие между гуморальными и клеточными механизмами иммунитета? Приведите примеры.

В основе гуморального иммунитета лежит функционирование биологически активных веществ, присутствующих в плазме крови, лимфе, тканевой жидкости (например, антител, лизоцима, интерферонов, белков системы комплемента).

В реакциях клеточного иммунитета защитную функцию выполняют непосредственно клетки (лейкоциты), которые осуществляют прямой контакт с чужеродным объектом и разрушают его (например, уничтожение опухолевых клеток Т-киллерами, фагоцитоз).

 

6. Какие вещества могут вызывать аллергию? Почему аллергию называют «неадекватным иммунным ответом»?

Вещества, вызывающие аллергическую реакцию, называются аллергенами. Ими могут быть компоненты домашней пыли, шерсти животных, пыльцы растений, пищевых продуктов (цитрусовых, орехов, мёда, шоколада, яиц, рыбы и др.), а также лекарственные препараты, вещества, входящие в состав средств бытовой химии, косметики, парфюмерии и многие другие.

В большинстве случаев вещества, вызывающие аллергию, не представляют угрозы для организма, однако в результате их проникновения развивается мощный, неадекватный по силе иммунный ответ. Аллергическая реакция может представлять опасность для организма и даже приводить к смерти. Поэтому аллергию называют "неадекватным иммунным ответом".

 

7*. Лимфоциты в ходе созревания приобретают специфические мембранные рецепторы, позволяющие этим клеткам взаимодействовать друг с другом и распознавать определённые антигены. По химической природе рецепторы лимфоцитов представляют собой сложные белки. Синтезу рецепторов предшествуют многократные случайные перестановки участков генов, кодирующих данные белки. Как вы думаете, в чём заключается биологическое значение таких перестановок?

Это позволяет за счёт сравнительно небольшого набора исходных генов обеспечивать формирование огромного разнообразия мембранных рецепторов. Поэтому, несмотря на то, что антигенов насчитывается великое множество, разновидностей рецепторов на В- и Т-лимфоцитах во много раз больше.

* Задания, отмеченные звёздочкой, предполагают выдвижение учащимися различных гипотез. Поэтому при выставлении отметки учителю следует ориентироваться не только на ответ, приведённый здесь, а принимать во внимание каждую гипотезу, оценивая биологическое мышление учащихся, логику их рассуждений, оригинальность идей и т. д. После этого целесообразно ознакомить учащихся с приведённым ответом.

Дашков М.Л.

Сайт: dashkov.by

Вернуться к оглавлению

 



 


 
www.dashkov.by г. Минск
Google