dashkov.by Решебник "Биология 10" §39. Онтогенез человека

Поделиться с друзьями

Авторизация



Поиск по сайту

Каталог TUT.BY

Rating All.BY

Рейтинг@Mail.ru

§39. Онтогенез человека
Решебник "Биология 10"

 


 


 

1. Какова продолжительность эмбрионального развития человека? Какие периоды оно включает?

Продолжительность эмбрионального развития человека в норме составляет около 280 дней (40 недель или 10 лунных месяцев) и включает два основных периода: зародышевый (первые 8 недель) и плодный (с 9-й по 40-ю неделю).

Примечание: некоторые учёные выделяют три периода эмбрионального развития человека: начальный (первая неделя, до начала имплантации), зародышевый (2-я – 8-я недели) и плодный (9-я – 40-я недели).

 

2. Какие события происходят в течение зародышевого периода внутриутробного развития человека? Каковы особенности плодного периода внутриутробного развития? С чего он начинается?

В течение зародышевого периода внутриутробного развития человека происходят следующие основные события:

● Дробление зиготы (1-е – 5-е сутки), в ходе которого образуется морула, а затем – бластоциста. Всё это время развивающийся зародыш перемещается по маточной трубе в сторону матки, что происходит благодаря сокращению мышечной стенки маточной трубы и движению ресничек её эпителия.

● Зародыш попадает в полость матки, а затем погружается в её слизистую оболочку и закрепляется в ней (имплантация начинается на 7-е сутки). Одновременно происходит гаструляция и образуются два зародышевых листка – эктодерма и энтодерма.

● Закладывается третий зародышевый листок – мезодерма. Одновременно с этим формируются оболочки зародыша: внутренняя (образует пузырь с жидкостью, предохраняет зародыш от сотрясений и вибрации) и наружная (образует ворсинки, которые принимают участие в формировании плаценты, обеспечивая питание и дыхание развивающегося организма).

● Формирование осевых органов – нервной трубки, хорды и кишечной трубки. Из нервной трубки будет развиваться нервная система, из кишечной трубки – пищеварительная. Появляются зачатки других систем – дыхательной, выделительной, кровеносной.

В зародышевом периоде происходит закладка всех органов и систем. С 9-й недели внутриутробного развития начинается плодный период. Плод внешне напоминает человека, интенсивно растёт и развивается в рамках ранее сформированных систем органов.

 

3. Что представляет собой плацента? Какие функции она выполняет?

Плацента – временный орган, имеющий вид диска, прочно укреплённого в слизистой оболочке матки. Через стенки капилляров ворсинок плаценты происходит обмен различными веществами между организмом матери и плодом. От матери к плоду поступают питательные вещества, вода, минеральные соли, витамины, антитела, кислород. От плода к матери – излишки воды, углекислый газ и другие конечные продукты обмена веществ. Кровь матери и плода никогда не смешивается.

С 13-й недели беременности плацента помимо выполнения газообменной, трофической, выделительной и защитной функций начинает также выполнять эндокринную функцию. Гормоны, выделяемые плацентой, обеспечивают нормальное протекание беременности, а также готовят организм будущей матери к родам и лактации (выработке молока).

Спустя несколько недель после начала плодного периода плацента остаётся связанной с зародышем только пуповиной, или пупочным канатиком, имеющим длину до 40 см. После появления на свет ребёнка плацента вместе с оболочками плода (так называемый послед) выходит из половых путей женщины.

 

4. Как условия жизни родителей, особенно матери, влияют на формирование и развитие плода?

Здоровый образ жизни родителей и, прежде всего, матери, способствует рождению здорового ребёнка. В период беременности женщине особенно необходимо правильное здоровое питание, соответствующая физическая активность, психологический комфорт и т.д.

Развитие организма представляет собой сложное сочетание таких процессов, как деление клеток, их перемещение и взаимодействие, формирование тканей и органов. Любое изменение этих процессов может вызвать пороки развития организма. Такие нарушения могут возникать под воздействием различных повреждающих факторов. К ним относятся ионизирующая радиация, вызывающая изменения в наследственном аппарате клеток; вирусы (например, у женщин, перенесших коревую краснуху в первой трети беременности, часто рождаются дети с болезнями сердца, глухотой, катарактой – помутнением хрусталика глаза); различные микроорганизмы (например, возбудитель сифилиса способен вызвать врождённую глухоту); некоторые лекарственные препараты.

Алкоголь – это яд, который может причинить огромный вред здоровью малыша. У родителей, злоупотребляющих алкоголем, часто рождаются дети с задержкой в физическом и умственном развитии, с пороками развития сердца, головного мозга, половых органов и другими аномалиями.

На детородные функции человека влияет курение и употребление наркотиков: у курящих мужчин снижается количество подвижных сперматозоидов, а у женщин риск бесплодия возрастает на 30%. Но главный вред табачный дым наносит будущему малышу. Нередко дети курильщиков появляются на свет с различными отклонениями – низкой массой тела, отставанием в психическом развитии, предрасположенностью к различным заболеваниям. У курящих женщин чаще происходят выкидыши (т.е. спонтанное прерывание беременности), высок риск рождения мёртвого ребёнка.

 

5. Что представляют собой критические периоды развития? Какие критические периоды внутриутробного развития человека вам известны?

Критическими называются такие периоды онтогенеза, в течение которых развивающийся организм оказывается максимально чувствительным к определённым воздействиям. Как правило, критические периоды внутриутробного развития приурочены к тем этапам развития организма, когда происходят процессы формирования и активного развития основных органов и систем. У каждого органа – свой критический период, хотя интервал между 15-ми и 60-ми сутками беременности считается критическим для многих органов. Сердце формируется между 3-й и 4-й неделями, тогда как наружные половые органы наиболее чувствительны к воздействиям между 8-й и 9-й неделями. Нервная система и скелет, начиная с 3-й недели после зачатия и на протяжении всего срока беременности, постоянно чувствительны к вредным влияниям.

 

6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития человека от рождения до периода зрелости.

Различают следующие периоды постэмбрионального развития ребёнка: период новорожденности, грудной период, раннее детство (ясельный период), дошкольный и школьный периоды. Формирование организма заканчивается к 22–25 годам.

● Период новорожденности (первые 4 недели жизни). Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Наиболее гармонично ребёнок развивается при естественном грудном вскармливании.

● Грудной период (с 5-й недели до конца 1-го года жизни). В двигательной системе ребёнка происходит много изменений: в конце 1-го месяца жизни он пытается распрямить ножки, на 6-й неделе поднимает и удерживает головку, на 6-м месяце сидит, в конце 1-го года жизни пытается делать первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На 2-м месяце он улыбается при виде ярких предметов, при появлении матери, к 4-му месяцу берёт в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. К концу 1-го года жизни ребёнок начинает понимать многие фразы родителей.

● Период раннего детства (от 1 до 3 лет). У ребёнка активно развиваются двигательные навыки. Он начинает ходить, овладевает различными способами манипулирования предметами. В этот период у ребёнка появляется стремление к познанию мира, тяга к самоутверждению.

● Дошкольный период (от 3 до 6 лет). Дети проявляют огромный интерес к окружающему миру – это стадия вопросов, или «почемучный» возраст. Для развития мышления, речи и трудовой деятельности особенно важен период от 2 до 4 лет. Если он упущен, то возникает отставание психического и физического развития.

● Школьный период (от 6 до 17–18 лет), включающий период полового созревания. Происходит качественное изменение всей деятельности человека. Школьники младших классов медленно и с трудом выполняют сложные и точные движения. Окончательное формирование двигательной деятельности заканчивается к 18 годам. Физиологической особенностью сердечно-сосудистой системы подростка является отставание роста сосудов (их поперечного сечения) от роста сердца, что нередко приводит к расстройствам кровообращения, возникают головокружение, повышенное кровяное давление, нарушения работы сердца. Особенно сильно это проявляется в период полового созревания: у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Усиленное выделение гормонов поддерживает в организме состояние высокой активности. Происходят серьёзные изменения в строении и функционировании организма. К 18 годам большинство физиологических функций молодого человека приближается по показателям к функциям взрослого.

 

7. Что такое акселерация? Каковы её возможные причины?

Акселерация – ускорения темпов физического (в том числе и полового) развития детей и подростков, которое наблюдается в последние десятилетия в экономически развитых странах. Наиболее ярко акселерация проявляется в увеличении (по сравнению со средними показателями) роста, массы тела, окружности грудной клетки и т.д. Вместе с тем раньше прекращается рост: у современных юношей в 18–20 лет, а 70 лет назад – в 24–26 лет. Для современной молодёжи характерно и более раннее половое созревание.

Причины акселерации сложны и до конца не выяснены. К ним, предположительно, относятся изменения в питании, приём витаминов, занятия спортом, искусственное увеличение светового дня и др.

 

8*. Исследования показывают, что продолжительность жизни людей в мире с каждым годом возрастает. Как вы думаете, с чем это связано? Почему женщины в среднем живут дольше мужчин?

Основными причинами увеличения продолжительности жизни людей являются:

● Развитие медицины и улучшение качества медицинского обслуживания.

● Улучшение материального обеспечения, питания, жилищных, санитарно-гигиенических и других условий.

● Улучшение условий труда.

● Всё больше людей ведёт здоровый образ жизни и т.д.

Возможные причины того, что женщины в среднем живут дольше мужчин:

● Различная биологическая роль особей мужского и женского пола в природе. С биологической точки зрения роль самцов (в контексте обсуждаемого вопроса – мужчин) – обеспечить оплодотворение. Женщина же должна выносить и вырастить ребёнка, и во многих случаях – не одного. Для женщин характерна повышенная забота о семье, детях, внуках, правнуках... Поэтому в ходе эволюции у женщин развились более мощные, чем у мужчин, механизмы выживания.

● Наличие двух Х-хромосом у женщин, по-видимому, увеличивает надёжность работы генетического аппарата и обеспечивает большую жизнеспособность.

● Половые различия в продолжительности жизни наблюдаются не только у человека, но и у животных; они существенно влияют на частоту и особенности развития многих заболеваний. У мужчин раньше начинает прогрессировать атеросклероз, возникают нарушения кровоснабжения сердца и мозга. Например, смертность от инфаркта миокарда у мужчин в возрасте 40–49 лет выше, чем у женщин, примерно в 7 раз, в 50–59 лет – в 5 раз, в 60 лет и старше – в 2 раза. Некоторые исследователи связывают это с защитной функцией эстрогенов.

● Женщины более внимательно относятся к своему здоровью и чаще, чем мужчины, ведут здоровый образ жизни.

● По заключению ряда исследователей, женщины легче противостоят эмоциональным нагрузкам.

● Женщины более осторожны, чем мужчины, с ними реже происходят несчастные случаи. Мужчины более агрессивны, что может быть причиной высокого показателя их смертности (особенно в молодом возрасте).

...и (или) другие возможные причины.

* Задания, отмеченные звёздочкой, предполагают выдвижение учащимися различных гипотез. Поэтому при выставлении отметки учителю следует ориентироваться не только на ответ, приведённый здесь, а принимать во внимание каждую гипотезу, оценивая биологическое мышление учащихся, логику их рассуждений, оригинальность идей и т. д. После этого целесообразно ознакомить учащихся с приведённым ответом.

Дашков М.Л.

Сайт: dashkov.by

Вернуться к оглавлению

 



 


 
www.dashkov.by г. Минск
Google