dashkov.by Решебник "Биология 10" §50. Селекция, её задачи и основные направления

Поделиться с друзьями

Авторизация



Поиск по сайту

Каталог TUT.BY

Рейтинг@Mail.ru

§50. Селекция, её задачи и основные направления
Решебник "Биология 10"

 


 


 

1. Что такое селекция? Что сближает понятия «сорт», «порода» и «штамм»? В чём заключаются их различия?

Селекция – это наука о создании новых и улучшении уже существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов с ценными для человека признаками и свойствами.

Сорта, породы и штаммы представляют собой созданные человеком совокупности организмов одного вида, имеющих определённые наследственно закреплённые признаки и свойства, а также однотипную реакцию на действие факторов окружающей среды. Понятие "сорт" применяется к растениям, "порода" – к животным, "штамм" – к микроорганизмам.

 

2. Какое понятие шире: «порода» или «вид»? «Вид» или «сорт»? Приведите примеры, подтверждающие вашу правоту.

Понятие "вид" шире, чем "порода" или "сорт". Например, все породы кур принадлежат к одному и тому же виду – Курица домашняя (Gallus gallus). Все сорта капусты (бело- и краснокочанной, цветной, савойской, брюссельской, кольраби, брокколи и др.) относятся к виду Капуста огородная (Brassica oleracea).

 

3. Ознакомьтесь со следующим списком: «Две немецкие овчарки, одна такса, сиамский кот, две сиамские кошки, три щенка добермана, персидская кошка». Сколько видов живых организмов приведено в списке? Сколько пород? Сколько особей?

Организмы, приведённые в списке, относятся к двум видам (Собака домашняя и Кошка домашняя) и пяти породам. Всего указано десять особей.

 

4. Каковы основные направления современной селекции? Приведите примеры.

Основными направлениями современной селекции являются:

● получение высокоурожайных сортов растений, высокопродуктивных пород животных и штаммов микроорганизмов;

● повышение качества продукции (например, вкуса, внешнего вида, способности к длительному хранению, содержания белков, углеводов, витаминов и др.);

● совершенствование физиологических свойств растений, животных и микроорганизмов (например, скороспелости, устойчивости к болезням, вредителям, неблагоприятным условиям среды и т.д.);

● интенсификация развития (например, у растений – повышение «отзывчивости» на удобрения и полив, у животных – так называемой «оплаты» корма).

 

5. Что на практике означают выражения: «у растений повысилась отзывчивость на удобрения» и «возросла оплата корма животными»?

Эти выражения означают, что при исходном (неизменном) количестве вносимых удобрений и потребляемого корма достигаются более высокие показатели урожайности растений и продуктивности животных соответственно. Либо определённые показатели урожайности растений (продуктивности животных) достигаются при меньшем количестве вносимых удобрений (потребляемого корма).

 

6. Какое значение для селекции имеет отбор исходного материала? Как он осуществляется?

Отбор исходного материала играет важную роль в селекции. Успех работы селекционера во многом зависит от правильности выбора исходных видов, сортов, пород или штаммов. Поиск нужных форм ведётся в определённой последовательности, с учётом всего мирового генофонда. Прежде всего используются местные формы с нужными признаками и свойствами, затем при необходимости привлекаются и адаптируются формы, обитающие в других странах или климатических зонах и, наконец, идут в дело самые современные методы селекционной работы.

Для использования в селекции различного исходного материала (редких диких форм, сортов, изъятых из производства, и т.д.) создаются специализированные генетические банки данных. Примером такого банка является коллекция Всероссийского института растениеводства имени Н.И. Вавилова. В настоящее время она насчитывает более 213 000 образцов культурных растений и их диких сородичей, которые широко используются селекционерами разных стран в качестве исходного материала для создания новых сортов зерновых, плодовых, овощных, технических, лекарственных и других культур.

 

7. На достижения каких наук опирается современная селекция?

Определяющая роль в решении практически всех задач селекции принадлежит генетике. Вместе с тем селекция опирается и на достижения других наук: систематики и географии растений и животных, микробиологии, цитологии, эмбриологии, биологии индивидуального развития, молекулярной биологии, физиологии и биохимии. Широкое использование методов биотехнологии позволило значительно ускорить селекционный процесс и поставить его на качественно новую основу.

 

8*. Известно, что у растений с увеличением набора хромосом возрастают размеры и урожайность. Например, урожай тетраплоидной твёрдой пшеницы значительно превосходит урожай диплоидной пшеницы-однозернянки. Почему же в последнее время триплоидные арбузы и виноград пользуются бóльшим спросом, чем тетраплоидные, в то время как с 3n и 4n формами подсолнечника и фасоли ситуация полностью противоположная?

У организмов с нечётными наборами хромосом (3n, 5n, 7n и т.д.) в результате мейоза, как правило, образуются гаметы, не способные к оплодотворению. Например, диплоидный набор арбуза представлен 22 хромосомами. У триплоидного арбуза (3n = 33) в первом делении мейоза образуются не биваленты, а триваленты, при расхождении которых в анафазе две хромосомы могут отойти к одному полюсу, а третья – к противоположному. В результате образуются гаметы с числом хромосом от 11 до 22, из них фертильными являются только два типа гамет – с 11 и с 22 хромосомами. Вероятность образования таких гамет составляет менее 0,1%. Все остальные гаметы (с промежуточным числом хромосом) являются стерильными.

Таким образом, триплоидные растения в большинстве случаев являются стерильными, а поэтому бессемянными. Плоды у таких растений могут развиваться партенокарпически, в силу стимуляции веществами, привносимыми пыльцой, попадающей на рыльце пестика. У тетраплоидных растений, напротив, семена очень крупные.

Триплоидные арбузы и виноград пользуются большим спросом, т.к. их плоды не содержат семян. Подсолнечник и фасоль, наоборот, выращивают с целью получения семян, поэтому выгодно использовать тетраплоидные формы этих растений.

* Задания, отмеченные звёздочкой, предполагают выдвижение учащимися различных гипотез. Поэтому при выставлении отметки учителю следует ориентироваться не только на ответ, приведённый здесь, а принимать во внимание каждую гипотезу, оценивая биологическое мышление учащихся, логику их рассуждений, оригинальность идей и т. д. После этого целесообразно ознакомить учащихся с приведённым ответом.

Дашков М.Л.

Сайт: dashkov.by

Вернуться к оглавлению

 



 


 
www.dashkov.by г. Минск
Google