dashkov.by Решебник "Биология 10" §9. Биологически активные вещества

Консультация репетитора

Авторизация



Поиск по сайту

§9. Биологически активные вещества
Решебник "Биология 10"

 

1. Назовите основные группы биологически активных веществ.

Основными группами биологически активных веществ являются витамины, гормоны, феромоны, алкалоиды, антибиотики и др.

 

2. Почему при недостатке или отсутствии определённых витаминов в организме человека и животных наблюдаются различные нарушения обмена веществ?

Большинство витаминов не синтезируется в организме человека и животных, их источником является пища. Витамины необходимы организму, поскольку они являются участниками или регуляторами биохимических процессов, входят в состав ферментов. Поэтому недостаток или отсутствие витаминов приводит к нарушению обмена веществ. Например, при недостатке витамина А тормозится синтез родопсина (зрительного пигмента палочек), а при недостатке витамина С – белков соединительной ткани и иммуноглобулинов (антител). Дефицит витамина D ведёт к нарушению обмена кальция и фосфора.

 

3. Каковы основные свойства гормонов?

Основные свойства гормонов:

● Способность включаться в биохимические процессы, оказывая воздействие на состояние и функционирование клеток, тканей, органов.

● Высокая биологическая активность – даже в очень малых концентрациях гормоны оказывают сильное воздействие на процессы, протекающие в организме.

● Специфичность – действуют только на определённые мишени (клетки, ткани и органы).

Можно назвать и другие свойства гормонов, например, дистантное действие, неспособность откладываться "про запас" вследствие быстрого разрушения и т.п.

 

4. На основании материала, изученного в 9-м классе, докажите, что избыточная и недостаточная секреция гормонов ведёт к нарушениям процессов жизнедеятельности и развития организма.

Например, гормоны щитовидной железы тироксин и трийодтиронин влияют на процессы обмена веществ, усиливают кровообращение и дыхание, стимулируют развитие организма. Поэтому недостаток этих гормонов в детском возрасте приводит к снижению интенсивности обмена веществ, задержке физического и умственного развития, кретинизму. У взрослых развивается микседема – снижается возбудимость нервной системы, сердце работает недостаточно интенсивно, больной ощущает слабость и сонливость, становится тучным. При избыточной секреции тироксина и трийодтиронина развивается базедова болезнь – повышается возбудимость нейронов, учащается сердцебиение, развивается пучеглазие, наблюдается исхудание.

Соматотропин (гормон роста) влияет преимущественно на развитие костной и хрящевой тканей, поэтому избыток этого гормона в детском возрасте приводит к гигантизму, а недостаток может стать причиной карликовости.

Недостаточная секреция вазопрессина ведёт к развитию несахарного диабета, а дефицит инсулина – к сахарному диабету.

 

5. Какова биологическая роль феромонов? Что общего у феромонов и гормонов? В чём заключается главное отличие между этими группами биологически активных веществ?

Феромоны оказывают влияние на поведение и физиологическое состояние особей того же вида. Они используются для узнавания особей своего вида, для привлечения брачного партнёра, для обозначения своей территории, для защиты и т.п.

Феромоны и гормоны – сигнальные вещества, те и другие оказывают эффект даже в очень малых концентрациях. Главное отличие состоит в том, что гормоны "работают" внутри организма, регулируя процессы жизнедеятельности, а феромоны выделяются из организма во внешнюю среду и передаются другим особям, обеспечивая химическую коммуникацию.

 

6. Что такое алкалоиды? Каково их значение в природе и жизни человека?

Алкалоиды – биологически активные вещества в основном растительного происхождения (обнаружены приблизительно у 2500 видов покрытосеменных растений). Большинство алкалоидов ядовиты для животных и человека. Их значение в жизни растений, по-видимому, заключается в защите от поедания животными.

Некоторые алкалоиды используются человеком в качестве лекарственных препаратов, например, атропин, морфин, кофеин и др. Алкалоид хинин применяют при лечении малярии: он угнетает жизнедеятельность малярийного плазмодия в эритроцитах человека.

 

7. Используя знания, полученные при изучении организма человека в 9-м классе, объясните, почему злоупотребление антибиотиками нередко приводит к расстройствам пищеварения, ослаблению собственной защиты организма, болезням печени и почек?

Эти явления связаны с токсическим воздействием больших доз антибиотиков на клетки организма человека, гибелью нормальной микрофлоры кишечника и кожи, а также с тем, что подавление инфекций антибиотиками не даёт возможности иммунной системе человека работать в полную силу.

Печень и почки – своеобразные фильтры, которые очищают организм от чужеродных и токсичных веществ (в том числе и от антибиотиков), обеспечивая их химическую переработку (нейтрализацию) и дальнейшее выведение. Поэтому злоупотребление антибиотиками ведёт к развитию заболеваний печени и почек.

 

8*. Заболевания, вызванные избыточным поступлением витаминов в организм, называются гипервитаминозами. Чаще всего у людей наблюдаются гипервитаминозы D и А. При гипервитаминозе D развивается головная боль и боль в мышцах, нарушается пищеварение. При гипервитаминозе A наблюдаются расстройства нервной системы, зуд и шелушение кожи и т. п. В то же время гипервитаминозы С, В1, В6 встречаются гораздо реже и, как правило, лечатся намного быстрее. Как вы думаете, с чем это связано?

Витамины С, В1, В6 являются водорастворимыми, поэтому их избыток быстро выводится из организма (главным образом в составе мочи). Витамины D и A – жирорастворимые. Они практически нерастворимы в воде, что затрудняет выведение избыточного количества этих витаминов из организма человека.

* Задания, отмеченные звёздочкой, предполагают выдвижение учащимися различных гипотез. Поэтому при выставлении отметки учителю следует ориентироваться не только на ответ, приведённый здесь, а принимать во внимание каждую гипотезу, оценивая биологическое мышление учащихся, логику их рассуждений, оригинальность идей и т. д. После этого целесообразно ознакомить учащихся с приведённым ответом.

Дашков М.Л.

Сайт: dashkov.by

Вернуться к оглавлению

 

 
www.dashkov.by г. Минск